Управление налогообложением компании-объекта инвестиций (далее- компания-объект) не является приоритетом для фонда прямых инвестиций (далее-инвестор), что вполне логично, учитывая, что исчисление и уплата налогов не являются ключевыми бизнес процессами. Однако при мониторинге финансового состояния компании-объекта после сделки инвестору следует обратить внимание на отдельные аспекты, связанные с налогообложением. Это может позволить избежать ситуации, когда налоговые риски снижают стоимость акций компании-объекта при их последующей продаже.
Предынвестиционноое налоговое исследование: отправная точка
Для инвестора основным источником информации об исторических налоговых рисках компании-объекта является отчет по результатам предынвестиционного налогового исследования, который, как правило, содержит информацию о налоговой позиции (основных налогах, подлежащих уплате, возможности применения налоговых льгот и специальных режимов и др.), о применяемых методах налогового планирования, а также о величине и вероятности исторических налоговых рисков компании-объекта.
Если предынвестиционное налоговое исследование было проведено достаточно детально и качественно, инвестор может получить информацию, достаточную для классификации налоговых рисков компании-объекта как разовых (вызванных единовременными несоответствиями законодательству) и длящихся (связанных с рутинными операциями или процессами, приводящими к систематическим несоответствиям), в том числе, обусловленных недостаточно определенными положениями действующего налогового законодательства и характерных для налогоплательщиков, ведущих деятельность в той или иной отрасли (далее- отраслевые риски).
В общем случае разовые исторические риски могут оказать негативное влияние на стоимость акций российской компании в течение трех лет с момента совершения налогового правонарушения (п.1 ст. 113 НК РФ)[1]. Соответственно, если инвестор планирует выйти из инвестиций в акции российской компании по истечении трех и более лет с момента покупки, в отношение разовых налоговых рисков, выявленных на момент приобретения акций, в общем случае должен истечь срок исковой давности. Соответственно, такие риски не должны оказать негативное влияния на стоимость акций компании- объекта на дату их последующей реализации.
Напротив, длящиеся налоговые риски приводят к повторяющимся на регулярной основе правонарушениям и могут привести к условным налоговым обязательствам на дату последующей продажи акций компании-объекта. Например, риски трансфертного ценообразования могут возникать каждый раз, когда осуществляются операции со связанными лицами на нерыночных условиях. Соответственно, в течение периода владения акциями инвестору следует предпринять меры по устранению (уменьшению) или, как минимум, недопущению увеличения длящихся налоговых рисков компании-объекта.
Учитывая значимость длящихся налоговых рисков для эффективного управления налогообложением компании-объекта после сделки, инвестор должен убедиться, что процедуры налогового предынвестиционного исследования позволяют:
- Выявить и оценить вероятность и величину наиболее существенных длящихся рисков (даже если такие риски не являются критическими для сделки);
- Оценить политику компании-объекта в отношении таких рисков (консервативная или агрессивная);
- Определить возможно ли снижение длящихся налоговых рисков и насколько целесообразны изменения, направленные на снижение указанных рисков, после сделки.
Поскольку отраслевые налоговые риски могут затрагивать все или большинство операций компании-объекта и их величина может быть существенной, при выборе налогового консультанта по сделке инвестору следует обратить особое внимание на наличие опыта сопровождения сделок в соответствующей отрасли. Кроме этого, целесообразно согласовывать с налоговым консультантом по сделке проведение процедур, направленных на выявление и оценку отраслевых налоговых рисков при определении объема работ налогового предынвестиционного исследования.
После сделки: нужны ли изменения налоговой функции?
Если инвестор приобретает существенную долю в компании-объекте или планирует увеличение доли владения в будущем, он, как правило, более активно вмешивается в вопросы управления, в том числе, в области выработки финансовой и налоговой политики. В этом случае помимо оценки исторических налоговых рисков компании-объекта на стадии подготовки к сделке особое внимание уделяют таким аспектам контрольной среды как:
- соответствие налоговой политики компании-объекта требованиям инвестора в части подхода к принятию налоговых рисков;
- эффективность работы бухгалтерии (налогового отдела) и распределение ответственности, обязанностей и полномочий, связанных с исчислением и уплатой налогов;
- наличие и эффективность механизмов внутреннего контроля в части обеспечения соответствия с требованиям действующего налогового законодательства;
- соответствие качества, своевременности подготовки и уровня детализации информации о налогообложении требованиям инвестора.
Указанная информация о контрольной среде компании-объекта может быть получена налоговым консультантом по сделке в ходе налогового предынестиционного исследования, либо инвестором путем проведения интервью с сотрудниками компании-объекта, отвечающими за вопросы налогообложения.
Для инвестора, как правило, предпочтительно проведение консервативной налоговой политики, которая предполагает обеспечение соответствия налоговому законодательству во всех существенных аспектах и отказ от агрессивного налогового планирования. Поэтому на стадии согласования условий сделки инвестор может настоять на отказе компании-объекта от тех или иных способов агрессивного налогового планирования, например, установив изменение налоговой политики в договоре купли-продажи акций в качестве условия, предшествующего заключению сделки. В некоторых случаях пересмотр налоговой политики не может быть осуществлен единовременно[2], в связи с чем заключение сделки может быть отложено до завершения мероприятий по пересмотру налоговой политики, либо налоговые риски могут быть учтены через снижение цены акций компании-объекта. Если несовпадение понимания приоритетов налоговой политики инвестором и руководством компании-объекта не являются принципиальным, стороны могут договориться о пересмотре налоговой политики компании-объекта после сделки.
Эффективность работы налоговой функции компании-объекта может стать предметом пристального внимания инвестора, если по результатам предынвестиционного налогового исследования были выявлены существенные налоговые риски и/или наличие существенного потенциала для снижения налоговой нагрузки на законных основаниях. При оценке качества работы налоговой функции, как правило, сопоставляют временные и финансовые ресурсы, которые компания-объект тратит на соответствие налоговому законодательству, и величину возможных (выявленных) ошибок или несоответствий. К числу ключевых характеристик, свидетельствующих о достаточности кадрового обеспечения налоговой функции, является ее способность обеспечить соответствие налоговому законодательству в изменяющихся условиях как собственными силами, так и путем получения недостающей информации (знаний) у сторонних консультантов. То есть, оцениваться должны скорее адаптивность и умение своевременно выявить проблемную область и привлечь к ней внимание руководства, чем готовность предложить то или иное техническое решение.
Система внутреннего контроля в части соответствия налоговому законодательству может потребовать изменений в случае, если результаты налогового предынестиционного исследования свидетельствуют о многочисленных несоответствиях, связанных с техническими ошибками при расчете налогов, а также несоблюдением сроков уплаты налогов и представления налоговой отчетности. Такие факты могут стать основанием для инициирования инвестором переаттестации налоговых специалистов компании-объекта, внедрения дополнительных контрольных процедур и пересмотра подхода к автоматизации процесса расчета налогов.
В случае, если перечисленные выше несоответствия являются существенными и/или носят системный характер, компетенций и опыта штатных сотрудников компании-объекта может быть недостаточно для их устранения. В этом случае целесообразно привлекать сторонних налоговых консультантов, которые могут предложить технические решения, направленные на устранение несоответствий и снижение налоговых рисков.
Одним из оптимальных решений может стать привлечение налогового консультанта по сделке, который проводил предынвестиционное налоговое исследование компании-объекта. Налоговый консультант по сделке получает достаточно детальное представление о бизнесе и налоговой функции компании-объекта и поэтому может с минимальными затратами времени адресовать вопросы, требующие изменений, что в свою очередь влечет за собой возможность предложить инвестору привлекательную цену на услуги по налоговому сопровождению после сделки. Объем работ налогового консультанта может включать определение основных направлений изменений налоговой политики, включая перечень первоочередных мер, направленных на снижение налоговых рисков, выявленных в ходе налогового предынвестиционного исследования, а также разработку пошагового плана перехода от существующих к целевым налоговым регламентам и процедурам. При этом вовлечение налогового консультанта может быть ограничено формулированием технических решений, тогда как работа по подготовке недостающей документации, формированию налоговых регистров и изменению налоговой отчетности может быть выполнена штатными сотрудниками компании-объекта.
Мероприятия по изменению налоговой функции компании-объекта могут быть проведены в рамках «плана на 100 дней», который представляет собой комплекс мероприятий по интеграции компании-объекта после сделки. Такой комплексный подход может обеспечить не только успешное реформирование налоговой функции, но и принятие эффективных с налоговой точки решений в части неналоговых аспектов интеграции, а также провести запланированные изменения в предусмотренные сроки.
Рутинный мониторинг налоговых рисков: расставляем приоритеты
В некоторых случаях после сделки отсутствует необходимость существенных изменений налоговой политики и налоговой функции компании-объекта. Однако инвестор может предъявлять более высокие требования к качеству финансовой информации, что может повлечь за собой, в том числе, пересмотр порядка расчета налогов и составления налоговой отчетности компании-объекта. В частности, введение процедур быстрого закрытия бухгалтерских книг может потребовать повышения степени автоматизации расчета налогов, а требования по повышению достоверности информации о дебиторской и кредиторской задолженности — необходимость проведения сверок с налоговыми органами на регулярной основе. Кроме этого, возможно изменение подхода к составлению финансовых бюджетов, предполагающее более точное и оперативное планирование налоговых расходов и платежей. Такие требования сами по себе, как правило, не влекут за собой необходимости радикальных изменений и могут быть достигнуты путем проведения обучения и переподготовки сотрудников компании-объекта, также последующего мониторинга результатов со стороны инвестора. Более того, мероприятия, направленные на повышение качества финансовой информации, в большинстве случаев, также способствуют снижению налоговых рисков, связанных с техническими ошибками при расчете налогов и их несвоевременной уплатой.
После сделки инвестору следует осуществлять мониторинг длящихся налоговых рисков, выявленных ходе предынвестиционного налогового исследования. Однако наиболее предпочтительной является ситуация, когда мониторинг налоговых рисков становится составляющей общей системы управления рисками компании-объекта и осуществляться не инвестором или его налоговым консультантом, а сотрудниками компании-объекта, отвечающими за вопросы налогообложения. Контроль со стороны инвестора в этом случае может сводиться к выборочному мониторингу соответствия налоговому законодательству при существенных изменениях бизнеса компании-объекта или внешней среды.
Инвестору также следует уделять внимание мониторингу отраслевых рисков. С течением времени положения налогового законодательства, а также позиция налоговых органов могут меняться, в связи с чем подход к оценке отраслевых рисков, а также направления их снижения могут потребовать изменения. Как правило, существуют лучшие практики снижения отраслевых налоговых рисков, которые могут представлять собой подходы к расчету налоговых обязательств, согласованные профессиональным сообществом с налоговыми органами и позволяющие снизить вероятность отраслевых рисков до среднего либо низкого уровня. Соответственно, представляется целесообразным на ежегодной основе проверять правильность позиции компании-объекта в отношении наиболее существенных отраслевых рисков.
Рекомендации
Предынвестиционное налоговое исследование является отправной точкой для эффективного управления налогообложением компании-объекта после сделки. В этой связи особое внимание следует уделять выбору налогового консультанта по сделке, а также определению объема работ налогового предынвестиционного исследования, чтобы отчет по результатам такого исследования мог стать основой для разработки мероприятий по повышению налоговой эффективности компании-объекта после сделки.
В случае, если в результате предынвестиционного налогового исследования были выявлены существенные налоговые риски, может потребоваться пересмотр налоговой политики компании-объекта и существенные изменения в организации налоговой функции. В ряде случаев внутренних кадровых ресурсов компании-объекта может быть недостаточно для осуществления таких изменений. Одним из решений в такой ситуации может стать совместная работа сотрудников компании-объекта и налогового консультанта, проводившего предынвестиционное налоговое исследование, после сделки.
Мониторинг налоговых рисков компании-объекта после сделки особенно важен, если инвестор инициировал существенные изменения налоговой функции компании-объекта после сделки, а также в том случае, если после сделки происходят иные существенные изменения внешней или внутренней среды. Кроме этого, представляется целесообразным на ежегодной основе проверять правильность позиции компании-объекта в отношении наиболее существенных отраслевых налоговых рисков.
[1] При покупке акций иностранной компании-объекта следует иметь в виду, что срок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений может существенно варьировать в разных юрисдикциях, а также в рамках одной юрисдикции в зависимости от характера правонарушения (умышленное уклонение от налогов или нарушения, допущенные вследствие технических ошибок).
[2] Например, для устранения рисков трансфертного ценообразования необходимо проведение анализа контролируемых сделок, разработка рыночной методики ценообразования и ее обоснование, а также изменение договорных отношений между компаниями группы. В результате изменения могут занять от нескольких недель до нескольких месяцев.
Добавить комментарий