В процессе органического роста группы компаний может возникнуть необходимость обособления части бизнеса (сегмента) для продажи. Решение о продаже может быть обусловлено как желанием избавиться от непрофильного сегмента или сегмента, который демонстрирует неудовлетворительные операционные результаты, так и возможностью выгодно продать высокодоходную часть бизнеса или привлечь стратегического инвестора для реализации многообещающего проекта.
В любом случае, продавец должен определить границы сегмента для продажи, решить следует ли проводить его предпродажную подготовку и как структурировать сделку. Основная цель предпродажной подготовки и структурирования – повышение стоимости бизнеса за счет повышения налоговой эффективности, как в части налогообложения сделки купли-продажи, так недопущения снижения цены бизнеса из-за существенных исторических налоговых рисков.
Как выделить сегмент для продажи?
Как правило, продавец имеет достаточно четкое представление о сегменте бизнеса для продажи. Однако для заключения сделки с покупателем такой сегмент должен быть обособлен от остального бизнеса группы, иначе говоря, должны быть определены все относящиеся к нему активы и обязательства.
Такая простая операция может вызвать серьезные практические затруднения. Во-первых, активы, которые с коммерческой точки зрения представляют собой один сегмент, могут находиться в собственности различных юридических лиц, во-вторых, система бухгалтерского учета может не содержать информации о том, к какому именно сегменту бизнеса относятся отдельные активы и обязательства одного юридического лица.
Кроме этого, сегмент может быть как покупателем, так и поставщиком для других компаний группы и такие операции могут осуществляться по ценам, которые существенно отличаются от рыночных. В этом случае выделение сегмента может быть сопряжено с необходимостью пересмотра трансфертных цен или обоснования их рыночного уровня и может потребоваться проведение специального исследования трансфертных цен по операциям между сегментом и компаниями группы. Следует отметить, что исследование соответствия цен рыночному уровню важно не только для корректного определения операционных результатов сегмента, но и для оценки рисков трансфертного ценообразования. Такая оценка особенно актуальна в связи с введенными с 1 января 2012 года изменениями действующего налогового законодательства в области контроля за ценами, которые усиливают позиции налоговых органов при оспаривании уровня цен, применяемых налогоплательщиками.
Даже в отсутствие указанных сложностей, для выделения сегмента требуется инвентаризация имущества и обязательств, а также определение доли административных расходов, относящихся к деятельности сегмента. Для продавца также важно получить представление о налоговой нагрузке на бизнес сегмента и его исторических налоговых рисках, а также уточнить оценку его активов в налоговом учете. Для этого продавец, как правило, проводит предынвестиционное налоговое исследование сегмента. Результаты такого исследования служат информационной базой для планирования изменений, которые необходимы перед продажей бизнеса, с целью повышения его стоимости, а также для принятия решения о форме сделки (продажа отдельных активов или акций компании).
Что продавать: активы или компанию?
Налоговые последствия для российских компаний — продавца и покупателя — существенно отличаются при продаже активов и акций (долей).
При продаже активов (кроме ценных бумаг и долей в обществах с ограниченной ответственностью) российская организация-продавец должна начислить уплатить в бюджет НДС по ставке 18 % со стоимости продаваемых активов (пп.1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также налог на прибыль (максимальная ставка составляет 20% в отношении доходов от продажи активов за вычетом их стоимости по данным налогового учета организации-продавца (ст. 247 НК РФ).
Продажа акций (долей) не облагается НДС (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ), однако акционер – российское юридическое лицо должен уплатить налог на прибыль в отношении прибыли от продажи акций (долей), рассчитанной как разница между их продажной ценой и стоимостью акций (долей) по данным налогового учета продавца.
Таким образом, в общем случае при продаже активов продавец должен уплатить в бюджет НДС и налог на прибыль, тогда как при продаже акций – только налог на прибыль. Соответственно, для продавца с налоговой точки зрения, продажа активов менее привлекательна, чем продажа акций.
Для покупателя, напротив, более привлекательной с налоговой точки зрения является покупка отельных активов, а не акций (долей) российского юридического лица. В общем случае при покупке активов он будет вправе принять к вычету НДС, уплаченный при их приобретении (ст. 171 НК РФ), а также учесть стоимость приобретенных активов при расчете налога на прибыль (посредством начисления амортизации или единовременно). Покупатель вправе воспользоваться налоговым вычетом в полной сумме фактических расходов, связанных с приобретением активов (ст. 254 НК РФ, ст. 257 НК РФ, ст. 264.1 НК РФ), причем величина такого налогового вычета может превышать стоимость активов по данным налогового учета компании-продавца. Таким образом, покупатель вправе уменьшить прибыль от операционной деятельности приобретенного бизнеса на полную сумму расходов, связанных с его приобретением.
В случае приобретения акций покупатель сможет заявить вычет, связанный с расходами на приобретение акций (долей) только при их последующей продаже, поскольку акции (доли) не являются амортизируемым имуществом (ст. 256 НК РФ). Это фактически означает, что до момента последующей продажи сегмента покупатель не сможет заявить налоговые вычеты в отношении расходов на его приобретение.
Кроме этого, при продаже активов к покупателю не переходят исторические налоговые риски продавца, за исключением тех рисков, которые непосредственно связаны с продаваемыми активами (такие как риски приобретения активов у недобросовестных поставщиков и риски, связанные неуплатой таможенных пошлин при их ввозе на территорию Российской Федерации). Напротив, при продаже акций (долей) к покупателю переходят все исторические риски приобретенной компании. В результате продажа активов становится еще более привлекательной для покупателя, поскольку эта форма сделки ограничивает возможность предъявления покупателю претензий, связанных с историческими налоговыми рисками приобретаемого сегмента.
Поэтому, если продажа сегмента планируется в форме продажи акций (долей), покупатели, как правило, настаивают на проведении детального предынвестиционного налогового исследования, тогда как если сделка будет структурирована как продажа активов, детальное исследование исторических налоговых рисков сегмента не будет столь интересно. Однако и в этом случае необходим анализ тех налоговых рисков, которые связаны с активами продаваемого сегмента (такие как риски приобретения активов у недобросовестных поставщиков и неуплаты таможенных пошлин при ввозе активов на российскую территорию).
Таким образом, выбор формы сделки, преимущественно, зависит от уровня исторических рисков сегмента и переговорной позиции продавца и покупателя.
Как выбрать компанию-продавца?
В случае, если продажа сегмента бизнеса структурирована в форме продажи акций, следует учесть, что величина налоговых расходов продавца существенно различается в зависимости от того, является ли компания продавец налоговым резидентом в Российской Федерации.
Если продавцом является российское юридическое лицо, как было указано ранее, доходы от продажи акций (долей) объекта инвестиций за вычетом стоимости таких долей по данным налогового учета акционера, облагаются налогом на прибыль.
Если продавцом является иностранное юридическое лицо (при условии, что такое иностранное лицо не имеет постоянного представительства на территории РФ или доходы от реализации акций (долей) объекта инвестиций не связаны с деятельностью постоянного представительства на территории РФ), доходы от продажи акций (долей) российских компаний облагаются в России налогом у источника выплаты по ставке 20% только в том случае, если недвижимое имущество составляет более 50% активов такой компании (кроме реализации акций через биржу). Указанная ставка налога на доходы может быть понижена в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения. Указанный налог на доходы может быть уплачен только если организация-покупатель акций (долей) имеет регистрацию в российских налоговых органах. Если и продавец, и покупатель акций (долей) российской компании являются иностранными юридическими лицами, не имеющими регистрации в российских налоговых органах, механизм уплаты налога на доход в российский бюджет законодательно не установлен.
Таким образом, в настоящее время наиболее эффективной с налоговой точки зрения является стратегия продажи сегмента бизнеса через иностранную холдинговую компанию: в этом случае не только существенно сокращаются налоговые расходы продавца, но и повышается налоговая эффективность последующих сделок с сегментом для потенциального покупателя, который получит возможность на законном основании платить меньше налогов при продаже из бизнеса.
Однако эта ситуация изменилась с введением с 1 января 2011 года нормы, предусматривающей применение нулевой ставки налога на доходы в отношении доходов от продажи акций российских компаний, если продавец (российское или иностранное юридическое лицо) владел акциями более 5-ти лет и акции не допущены к публичным торгам на российских площадках (кроме акций высокотехнологичных компаний, которые освобождаются независимо от факта котировки на российских биржах). Возможность полного освобождения от налога на прибыль дохода от продажи акций российских юридических лиц значительно повышает привлекательность российских компаний как холдинговых, что следует учитывать при долгосрочном планировании структуры владения российскими активами.
Предпродажная подготовка: когда нужны изменения?
Продавец, желающий избежать существенного снижения стоимости бизнеса в результате обнаружения исторических рисков, может заранее привлечь консультантов для проведения предынвестиционного налогового исследования и, по возможности, снизить или устранить наиболее существенные налоговые риски до того, как начнется соответствующее исследование в интересах покупателя. Характер и величина исторических налоговых рисков, выявленных в ходе такого исследования, определяют необходимость предпродажной подготовки сегмента и ее основные направления.
Если по результатам проведенного налогового предынвестиционного исследования исторические налоговые риски сегмента оценены как средние или низкие, мероприятия в рамках предпродажной подготовки, как правило, включают подготовку недостающей документации, подтверждающей заявленные налоговые вычеты, изменение внутренних политик и процедур, связанных с расчетом налогов, а также снижение рисков трансфертного ценообразования. Такие мероприятия, как правило, проводятся только в отношении тех исторических рисков, сумма которых является существенной, тогда как в отношении несущественных рисков предпродажная подготовка может быть нецелесообразной или изменения могут быть оправданы только в отношении будущих операций.
В этом случае продавец может либо выделить сегмент для продажи путем проведения реорганизации в форме выделения (если сегмент представляет собой часть бизнеса одного юридического лица) или присоединения (если отдельные операции, составляющие сегмент, осуществляются через нескольких юридических лиц). Проведение реорганизации в форме выделения и присоединения, в общем случае, не приводит к возникновению дополнительных налоговых обязательств, однако может повлечь за собой выездную налоговую проверку реорганизуемых компаний (п. 11 ст. 89 НК РФ), в ходе которой могут быть выявлены исторические налоговые риски. Поэтому проведение реорганизации можно считать предпочтительно стратегией в рамках предпродажной подготовки только в том случае, если реорганизуемые компании не подвержены существенным историческим налоговым рискам.
Если в ходе предынвестиционного исследования выявлены существенные исторические налоговые риски, имеющие высокую вероятность, для недопущения существенного снижения стоимости бизнеса продавец может принять решение о переводе бизнеса сегмента для продажи в новое юридическое лицо. Как правило, перевод бизнеса на новое юридическое лицо осуществляется в форме продажи активов и обязательств сегмента, вновь созданной компании, не подверженной историческим налоговым рискам (далее- новая компания) по рыночной цене.
Такой сценарий предпродажного структурирования имеет ряд преимуществ, позволяющих продавцу повысить стоимость продаваемого сегмента, в частности:
1) Продажа активов, в общем случае, не влечет за собой перехода исторических налоговых рисков и условных обязательств продавца к покупателю (если новая компания приобретает комплекс активов и обязательств, составляющих единый бизнес, налоговые органы теоретически могут классифицировать такую сделку как продажу бизнеса, когда покупатель приобретает все активы и обязательства, включая обязательства продавца по уплате налогов. Однако на практике реализация такого подхода затруднительна);
2) При покупке активов новой компанией по рыночной стоимости, покупатель впоследствии может воспользоваться налоговыми вычетами в отношении полной суммы расходов на покупку сегмента;
3) Новая компания может иметь структуру владения, позволяющую продавцу снизить налоговые расходы, связанные с последующей продажей акций.
4) Продажа активов новой компании по рыночной цене не является основанием для инициирования выездной налоговой проверки компании- продавца.
Эффективность предпродажной подготовки во многом определяется качеством проведенного предынвестиционного исследования. Поэтому целесообразно сформировать проектную команду, которая будет сопровождать сделку от начала до конца: работа с одним консультантом в рамках проведения предынвестиционного налогового исследования и оказанию услуг по предпродажному структурированию существенно сокращает расходы.
Рекомендации
Продажа сегмента бизнеса – сложный и долгосрочный проект, требующий привлечения профессиональных экспертов в различных отраслях.
Предынвестиционное налоговое исследование является основой для принятия эффективных с налоговой точки зрения решений относительно формы сделки продажи сегмента и основных направлений предпродажной подготовки. Эффективность предынвестиционного налогового исследования во многом зависит от того, насколько правильно выбраны приоритеты исследования и как спланирована работа на проекте. В ряде случаев существенная экономия может быть получена в случае, если к моменту начала предынвестиционного налогового исследования имеются предварительные результаты финансового исследования или когда одна интегрированная команда выполняет как финансовый, так и налоговый объем работ.
Для успешной продажи важно, чтобы руководство компании и консультанты, сопровождающие сделку, работали как одна команда. При этом следует учитывать, что менеджмент может негативно воспринять перспективу продажи сегмента, полагая, что они могут быть не востребованы новыми собственниками. Поэтому на ранних стадиях процесса выделения сегмента для продажи стоит задуматься о системе вознаграждения его руководству на основе стоимости акций. Своевременное внедрение и грамотное документальное оформление системы премирования менеджмента на основе акций позволит не только удержать ключевой персонал, но и завить налоговые вычеты в отношении расходов на выплату премий.
Статься опубликована в журнале «Слияния и поглощения» за сентябрь 2012 г.
Добавить комментарий