Готовим бизнес к продаже: налоговые аспекты

 

Предынвестиционное налоговое исследование. Проведение продавцом предынвестиционного налогового исследования объекта инвестиций стало обычной практикой на российском рынке слияний-поглощений. Такое исследование — важный элемент предпродажной подготовки бизнеса, поскольку получение достоверной информации о величине и вероятности налоговых рисков является необходимым условием формирования позиции продавца на переговорах с покупателями относительно цены бизнеса и условий договора купли-продажи.

Если продавец не намерен выставить бизнес на продажу сразу же по окончании предынвестицинного налогового исследования, как правило, разрабатывают план мероприятий по повышению уровня соответствия законодательству, например, корректируют налоговую политику, разрабатывают внутренние процедуры и регламенты, обеспечивающие правильное и своевременное исчисление налогов и контроль за налоговыми платежами. Такие мероприятия могут занять достаточно много времени (от 6 месяцев до 1 года) в зависимости от сложности хозяйственных операций и уровня организации налогового учета и, как правило, затрагивают следующие области.

Предпродажное налоговое структурирование. Результаты проведенного налогового исследования могут оказать влияние на структуру сделки. Как правило, при продаже акций исторические налоговые риски переходят к покупателю, тогда как при продаже активов к нему переходят только те исторические риски, которые непосредственно связаны с передаваемыми активами.

Правильный выбор структуры сделки позволяет не только ограничить налоговые риски прошлых периодов, но и повысить налоговую эффективность объекта после сделки, включая вопросы финансирования, распределения дивидендов и потенциальной продажи всего или части объекта в будущем. Поэтому изменение структуры владения бизнесом является одним из наиболее популярных направлений предпродажной подготовки.

Трансфертное ценообразование. Покупатель заинтересован в информации о результатах деятельности объекта инвестиций, которые определены таким образом, как если бы все операции с компаниями группы продавца осуществлялись по рыночным ценам. Однако на практике такие условия не всегда выполняются, в связи с чем необходим пересчет операционных результатов объекта инвестиций. В ряде случаев такие корректировки невозможны без специального исследования трансфертных цен.

Подобное исследование важно не только для определения реальных операционных результатов объекта инвестиций, но и для оценки налоговых рисков, связанных с трансфертным ценообразованием. Такая оценка особенно актуальна в связи со вступившими в силу с 1 января 2012 года изменениями в налоговом законодательстве в области контроля над ценами, которые могут усилить позиции налоговых органов при оспаривании уровня цен, применяемых налогоплательщиками.

Рационализация группы. Если объект инвестиций представляет собой группу, включающую большое число юридических лиц, продавец может уменьшить число компаний до начала сделки. Укрупнение бизнеса позволит создать более понятную для покупателя структуру, а также сократить расходы на администрирование избыточного числа юридических лиц (включая расходы на управление, ведение бухгалтерского учета, составление и аудит отчетности и т.д.). Рационализация группы позволяет сократить объем внутригрупповых операций, понизить риски трансфертного ценообразования и расходы на подготовку документации, в которой приведено обоснование рыночного уровня цен по контролируемым операциям.

Система вознаграждений для высшего руководства. Руководство объекта инвестиций может негативно воспринять перспективу продажи бизнеса, полагая, что новые собственники могут не захотеть продолжить сотрудничество с предыдущим менеджментом. Поэтому на ранних стадиях планирования продажи бизнеса стоит задуматься о системе вознаграждения для руководства на основе стоимости акций (отсроченного вознаграждения).

Своевременное внедрение и грамотное документальное оформление системы премирования менеджмента на основе акций (отсроченного вознаграждения) позволит не только удержать ключевой персонал, но и заявить налоговые вычеты в отношении расходов на выплату премий.

Повышение налоговой эффективности. Управление налогообложением можно улучшить путем пересмотра договорных отношений с контрагентами, а также изменив подход к документированию расходов с целью своевременного и полного заявления налоговых вычетов и всех положенных по закону налоговых льгот, выбора оптимальной стратегии налоговых платежей и недопущения начисления штрафов и пеней.

Если продавец не готов тратить время на предпродажную подготовку и/или выявленные налоговые риски могут поставить под сомнение возможность продолжения бизнеса существующим юридическим лицом, продавец может принять решение о переводе бизнеса в новое юридическое лицо. Основная цель такого перевода бизнеса — отсечение исторических налоговых рисков. Для этого бизнес переводится в форме продажи отдельных активов и перезаключения на новое юрлицо договоров с покупателями, поставщиками и работниками.

В процессе предпродажной подготовки продавец старается посмотреть на свой бизнес глазами инвестора с тем, чтобы уменьшить или полностью исключить корректировки к цене бизнеса, а также по возможности сократить объем компенсаций по налоговым вопросам, которые может потребовать покупатель. Поэтому имеет смысл заранее провести предынвестиционное налоговое исследование и, по возможности, снизить негативное влияние налоговых рисков на цену бизнеса.

Даже если предпродажная подготовка не планируется, проведение предынвестиционного налогового исследования целесообразно — успех на переговорах с потенциальными покупателями зависит среди прочего от степени осведомленности продавца о налоговых рисках, присущих бизнесу.

 

Опубликовано в Налогообложение Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Free Web Hosting